Сайт функционирует на базе автоматизированной системы «Типовой сайт комитета Государственной Думы Федерального собрания РФ».

Закрыть

Комитет Государственной Думы по международным делам

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

Отчет о работе Комитета

Об основных итогах деятельности Комитета Государственной Думы по международным делам за 2000-2011 гг.

       Возрастание роли России в международных делах и повышение ее ответственности за происходящее в мире, эволюция международных отношений в начале XXI века и проявление в них негативных тенденций потребовали от депутатов Государственной Думы по-новому взглянуть на проблемы законодательного обеспечения внешнеполитического курса российского государства. В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности - защитой интересов личности, общества и государства - главные усилия были сосредоточены на укреплении правовой основы обеспечения международной безопасности страны, создания благоприятных внешних условий для модернизации России, формирования отношений добрососедства с сопредельными государствами, особенно СНГ, всесторонней защиты прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом.

За эти годы Государственная Дума приняла 538 федеральных ратификационных законов. Наиболее резонансным в стране и мире стала ратификация Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, который подразумевал для США проведение реальных сокращений своих СНВ, но в то же время обеспечил возможность сохранения существующей группировки стратегических ядерных сил (СЯС) Российской Федерации и ее развития. В отличие от Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 г. (ДСНВ) новое соглашение позволяет России самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, включая их наземную мобильную составляющую, причем существовавшие по прежнему Договору затратные и негативно влиявшие на поддержание боеготовности СЯС особые меры контроля за ней в новом соглашении полностью исключены. Приняты Федеральные законы о ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма, Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма, Конвенции Шанхайской организации сотрудничества против терроризма.       Суть международных документов – в активизации усилий государств по предотвращению терроризма. При этом главная новация Конвенции Совета Европы - криминализация публичного подстрекательства к совершению террористических преступлений, вербовки и обучения лиц для совершения террористических преступлений, что позволяет пресекать доступ террористов и их спонсоров к общественным трибунам, средствам массовой информации и международной компьютерной сети "Интернет". В соответствии с требованиями Конвенции государства-участники обязаны осуществлять тесное международное сотрудничество, с тем чтобы обеспечить неотвратимость ответственности на основе принципа: "Либо выдай, либо суди". Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма стала первым договором, принятым в ООН по инициативе России. Впервые антитеррористическая Конвенция разработана международным сообществом на упреждение, то есть до совершения террористических актов с использованием ядерного материала и других радиоактивных веществ. Это первый универсальный договор, направленный на предотвращение террористических актов с использованием оружия массового поражения.Среди  ратифицированных международно-правовых актов, относящихся к внешнеполитической сфере, важное значение имеют двусторонние договоры Российской Федерации об основах и принципах межгосударственных отношений. Государственной Думой ратифицированы договоры о дружбе, торговле, различных формах сотрудничества между Российской Федерацией и государствами - членами Шанхайской организации сотрудничества, а также Китайской Народной Республикой, Федеративной Республикой Бразилией, Исламской Республикой Иран и другими. Исключительно важным событием стала ратификация Договора между Российской Федерацией и Королевством Норвегия о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, а также присоединение Российской Федерации к Договору о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии. Особое значение имеют ратифицированные Договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия и Республикой Абхазия.          Позитивные сдвиги  в усилении гарантий защищенности в социальной сфере граждан России и наших соотечественников за рубежомобеспечены благодаря  ратифицированным Государственной Думой Соглашениям  с Правительствами Литвы, Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, Латвии и Болгарии - о сотрудничестве в области социального обеспечения, Латвии - о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев. Государственной Думой был принят федеральный закон о ратификации Европейской социальной хартии, защищающей социальные и экономические права граждан и устанавливающей контрольный механизм, призванный гарантировать их соблюдение государствами-участниками. Европейская социальная хартия, составляющая наряду с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод (ратифицирована Российской Федерацией 30 марта 1998 г.) единый механизм защиты прав человека, является одним из наиболее важных документов Совета Европы в сфере обеспечения прав человека.  Проведенный сравнительный анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Хартии показывает, что существующие в стране институциональные и правовые основы социальных и экономических гарантий прав граждан в основном соответствуют положениям Хартии. Вместе с тем уровень реально предоставляемых гарантий для отдельных групп населения определяется экономическими возможностями государства. Таким образом, повышение этого уровня до стандартов, установленных Хартией, связано с дальнейшим экономическим развитием страны. Реализация принимаемых в стране мер по совершенствованию социально-трудовой сферы позволит приблизиться к стандартам, провозглашенным в Хартии.Ратифицировав Конвенцию Организации Объединенных Наций против коррупции и Конвенцию Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, Государственная Дума подтвердила приверженность и серьезность намерений Российской Федерации в борьбе с коррупцией, которая в современных условиях зачастую способствует международному терроризму, его финансированию, незаконному обороту оружия и наркотиков, и в связи с этим обоснованно рассматривается как вызов глобальной безопасности. Таким образом, в России начато формирование антикоррупционного законодательства с учетом международно-правовых норм.Практическая значимость ратификации заключается в том, что впервые устанавливается межгосударственная ответственность в деле возвращения имущества, полученного преступным путем, в страну происхождения, выдача лиц, совершивших коррупционные преступления, оценка как уголовно-наказуемых деяний подкупа национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций. С финансово-экономической точки зрения ратификация данной Конвенции выгодна для Российской Федерации как страны, из которой активы незаконного происхождения в основном выводятся. Одним из ключевых направлений законопроектной работы в области ратификации международных договоров и соглашений является обеспечение сотрудничества во внешнеэкономической сфере. Следует отметить ряд высших законодательных актов государства, одобривших межправительственные соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.В Российской Федерации проводится целенаправленная и планомерная  работа по заключению соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений с другими заинтересованными странами. Указанные соглашения обеспечивают иностранным и российским инвесторам необходимые гарантии по защите их капиталовложений и призваны содействовать притоку иностранных инвестиций в экономику России. Федеральными законами поддержаны договорные формы сотрудничества, направленные на облегчение на взаимной основе условий въезда, поездок и выезда граждан Российской Федерации и граждан других государств. 

Написать об этом в Вконтакте Написать об этом в Facebook Написать об этом в Twitter Написать об этом в LiveJournal
Наверх